понедельник, 18 марта 2013 г.

Китай


Центральное государство — «Чжонгуо»
Чжунго (中國/中国) — самоназвание Китая. Первый иероглиф «чжон» (中) обозначает «центр» или «середину». Второй знак «гуо» (國 или 国) толкуется как «страна» или «государство». Начиная с XIX века в западной и отечественной историографии это название Китая переводят как «Срединое государство» или «Серединная империя». Однако такой перевод не совсем верен, поскольку слово «чжунго» издавна обозначало центр Поднебесной — государства китайского императора, то есть собственно Китай. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».
Термин «чжунго» не используется в истории Китая постоянно. Он имел разнообразный культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи.
В период «Весны и Осени» (722—481 до н. э.) словом «чжунго» обозначались государственные образования, которые выводили свою политическую генеалогию от династии Западное Чжоу (1122—771 до н. э.) в долине реки Хуанхэ. Этим они противоставляли себе государства Чу на реке Янцзы и Цинь на варварском Западе. Однако во время правления династии Хань (206 до н. э.—220) государства-изгои Чу и Цинь стали составляющими китайской империи, потому они были автоматически включены в «чжунго». Таким образом сложилось более широкое понятие «Центральной страны».
К началу 1 тысячелетия до н. э. значение слова «чжунго» эволюционировало в сторону расширения границы термина. Как пишет «Книга Песен», написанная около 1000 года до н. э., сначала им обозначались округа вокруг столицы или императорских владений. Со временем этим понятием стали именовать территории, подчинённые «центральной» власти. Как свидетельствуют «Исторические Записки» Сыма Цяня: "Восемь гор известны в империи. Три из них у варваров Ман и И. Пять — у «чжунго». Существовало также понимание «чжунго» как земель Северной китайской равнины. Так, «Хроники трёх королевств» (III век) противоставляют эти территории, называя их «центральными», краям в долине реки Янцзы — Ву и Юэ. В этом значении «чжунго» ассоциируются с этническими китайскими (хуа 华 или 華, ся 夏) землями.
Изменение значения термина произошло с началом вторжений северных кочевых племен в Китай, которые захватили «колыбель» китайской цивилизации и создали в равнине реки Хуанхэ собственные государства. Новые, этнично не-китайские династии Северного Китая начали называть свои владения «чжунго», а вражеские южные правительства этнических китайцев Южного Китая — «варварами». Соответственно, в середине 1 тысячелетия произошла трансформация термина «чжунго», и он перешёл из этнической плоскости в политическую. С этого времени понятие «Центральное государство» стало ассоциироваться больше с определённой географической и политико-цивилизационной общностью, чем с этнической группой.
Тем не менее, в средневековье «чжунго» не утратил окончательно своего этнического подконтекста. В период правления династии Тан китайские земли севера и юга были объединены, что способствовало распространению использования названия «чжунго» на южной территории. Дальнейший раскол Китая, в связи с набегами северных кочевников, закрепил название «центральной страны» за южно-китайскими землями именно благодаря тому, что они были традиционным местом нахождения этнической китайской власти.
В начале XX века термин «чжунго» был впервые использован в названии государства Республики Китай (中華民國, «Народное государство Чжунго»). С 1949 года Китайская Народная Республика (中华人民共和国) также вписала в своё официальное название это слово.
Современное название национальности «китаец» (中国人, чжунго жэнь) также содержит этот термин. Частое использование слова «чжунго» способствует формированию китаецентрического мировоззрения жителей Китая и постепенной «китаизации» национальных меньшинств КНР и Республики Китай.
«China»
Латинское название Китая «China», которое перекочевало во многие европейские языки, вероятно, происходит от имени китайской династии Цинь (221—206 до н. э.). Скорее всего, китайские купцы, которые торговали на шёлковом пути и путешествовали в Римскую империю называли себя циньцами. Это название «Цинь» записывалось римлянами как «Cina», что со временем превратилось в «China».
«Китай» и «Катай»
Карта «собственно Китая» начала XX века.
Слово «Китай» по общераспространенной версии происходит от имени «Катай», которое, в свою очередь, возникло от названия не китайской, а прото-монгольской группы кочевых племён из Маньчжурии — киданов (китаев). В 907 году они захватили Северный Китай и основали в нём свою династию Ляо. Их место в XII—XIII веках заняли другие кочевники — чжурчжэни и монголы, однако этноним их предшественников закрепился как топоним Северного Китая. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме «Катай» («Cathay») попало в средневековую Западную Европу, вытеснив латинское «China». Отсюда оно перешло в большинство славянских языков, где превратилось в «Китай». На Западе «Катай» изредка употребляется как поэтическое название «Китая». Более простая версия происхождения слова "Китай" - древнерусское понятие, означающее "огороженное забором, стеной место", каковым, например, является и "Китай-город" в Москве. Древнерусское "Кий" - палка, жердь, "Тай" - укрывать, прятать. Логично предположить, что страна, огороженная Великой Стеной, на Руси называлась "Китаем".
Термином «Китай» может также определяться:
 Китайская Народная Республика (КНР) — государство, которое контролирует материковый Китай, а также острова Гонконг и Макао;
 Республика Китай — государство, которое владеет Тайванем и прилежащими островами;
«Собственно Китай» — историко-культурный регион, который занимает территорию современной КНР без Маньчжурии, Внутренней Монголии, Тибета и Уйгурского автономного округа Синьцзян. То есть, «этнический Китай»;
«Великий Китай» — социально-экономический регион, который включает материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань.
Слово «китайский» или «китаец» означает принадлежность к Китаю как к универсальному образованию «чжунго» — «Центральному государству», а не к этнической группе. В этом понимании оно близко к значениям слов «советский» или «американский». Тем не менее, не следует забывать, что в Китае издавна существует господствующая этническая группа хань (титульная нация, которая составляет свыше 90 % населения КНР и Республики Китай), с которой преимущественно, как и с русскими СССР и англосаксами США, ассоциируется население страны. Эта этническая группа первоначально имела название китайцы, и со временем экстраполировала её на остальные этносы. Поэтому неразборчивое в этническом смысле использование названия «китайцы» для выходцев из современных КНР или Республики Китай только способствует ассимиляционной политике правительств этих стран в отношении этнично «не-китайских» народов.
Серес (Σηρες)
Серес (Σηρες) — греческое название Китая, которое использовали греки и римляне древнего мира. Оно обозначает «шёлковый» или «страна шёлка». Вероятнее всего, происходит от китайского «си» (絲, 丝 — шёлк). От этого названия произошло латинское слово «serica» — «шёлк».
«Sinae»
«Синэ» («Sinae») — другое название Южного Китая, которое использовали греки и римляне наряду с «Cina» («China»). В источниках используется «метрополис Синэ», однако учёные до сих пор не могут локализовать его. «Синэ» было изменено на латинские префиксы «Sino-» и «Sin-», которыми стали обозначать относящиеся к Китаю предметы и явления. В русском языке эти префиксы используются в словах «синология», «синолог» и других.
Хина и «Кина»
Словом «Хина» («China») называют Китай в Центральной Европе, в частности в Германии и Польше (Chiny), а слово «Кина» используется преимущественно в Северной Европе, в частности в Швеции, а также в республиках бывшей Югославии и Греции. Они происходят от иного чтения «Cinа» («China»).
История
Основная статья: История Китая
Великая китайская стена
Китай — одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии.

Религия

500 Будд в шанхайском храме Лонгхуа

Благодаря «культурной революции» 62 % населения КНР (797.7 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство( в последнее время и католичество - более 50 млн ).

КНР — атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

Республика Китай, согласно официальным данным китайского руководства, не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести. По некоторым данным, есть ограничения в религии для членов единственной в Китае партии - коммунистической партии чиновников. Также широко известны случаи запрета на якобы незаконные течения, например, Фалуньгун и радикальный ислам.

Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: «В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Campaign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ — это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием „культов“, которые способны стать „подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, „миролюбивых и безопасных“. В составе же „подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к „патриотическим“ религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода „угрозу национальной безопасности КНР“ верующие — христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными»




Комментариев нет:

Отправить комментарий